Аналитические бивни вомбата
Оказывается, Софья Андреевна Толстая на склоне лет напечатала книжку вот с таким интригующим названием.
Я в первый раз слышу, но народ уже целые исследования провёл:
Например, тутkovalaris.blogspot.ru/2013/02/blog-post_8.html "В воспоминаниях Софьи Андреевны по поводу сюжета находим:
Лев Николаевич начал писать детский рассказ о том, как эти куколки-скелетцы лежали мертвыми, и ожили, и начали жить у ребят Ясной Поляны... Попыталась и я воспользоваться этой темой для детского, святочного рассказа, но описание деревенского быта мне совсем не удалось.
Из письма С.А. Льву Николаевичу:
13 декабря 1909 г
Книжечка моя выйдет завтра, в 9 часов утра, и её развезет артельщик по магазинам. Мне говорили, что был уже о ней отзыв в "Русских Ведомостях", но я его не нашла, а очень, говорят, расхвалили. Но мне гораздо приятнее, например, то, что я сейчас прочла маленькому Серёже рассказ мой "Ваничка" вслух, и он умилялся и всё повторял: "как мило"; тоже умилялся и сын Стёпы, похожий ужасно на отца.
Ну хоть что‒то, святочные рассказы! Тут уж в помощь воспоминания детей, которые как раз очень ярко описывают жизнь и яснополянский быт времен своего детства. И как раз в рождественских подготовках мы и находим этих самых "скелетцев". Татьяна Львовна пишет :
Потом одевались "скелетцы". Теперь этих кукол давно уже не делают. А в мое детство ни одна елка не обходилась без "скелетцев". Это были неодетые деревянные куклы, которые гнулись только в бедрах. Головка с крашеными черными волосами и очень розовыми щеками была сделана заодно с туловищем. Ноги были вделаны в круглую деревянную дощечку, так, чтобы кукла могла стоять. Этих "скелетцев" мама покупала целый ящик, штук в сто. Они стоили по 5 коп. и раздавались уже одетыми каждому приходящему на елку ребенку.
Практически вторит ей и Илья Львовч, близкий и лучший друг Татьяны по детским играм и шалостям:
За месяц до рождества мама ездила в Тулу и привозила целый короб деревянных куколок, скелетиков, как мы их называли, и начиналось одевание этих скелетиков мама, нами и девочками. Для этого у нее в комнате целый год собираются остатки разных материй, обрезки лент, косячки бархата и ситца. Она торжественно приносит в залу большой черный узел, и все мы, сидя у круглого стола, с иголками в руках сосредоточенно шьем разные юбочки, рубашечки, панталончики и шапочки, украшаем их золотыми галунами и лентами и радуемся, когда из голых деревяшек с глупыми раскрашенными лицами делаются нарядные красивые мальчики и девочки, и кажется даже, что, когда они одеты, их лица делаются умнее и у каждого появляется свое, очень интересное выражение.
Понятное дело, что у каждой традиции есть своё начало, свои истоки. Не знаю, насколько можно доверять этой легенде, дело-то привычное плести байки вокруг великих, но говорят, что традиция одевания деревянных куколок с цельной головой и подвижными ручками и ножками началась так. Софья Андреевна как‒то поехала в Тулу за покупками, и ей надо было еще выбрать подарки детям крестьян к празднику. По дороге встретила знакомую крестьянку, которая вела корову и горько плакала. Выяснилось, что за неуплату податей она должна была продать корову – единственную кормилицу в большой крестьянской семье, а вырученные деньги отдать за долги. Софья Андреевна пожалела крестьянку и дала ей денег на уплату долга из тех, что дал ей Толстой на покупку подарков. Крестьянка от радости сразу в ноги, а у графини случилась головная боль на тему, что же она сможет купить на оставшуюся маленькую сумму денег.
В Туле она долго ходила по лавкам, и в одной лавке ей попались на глаза деревянные куклы по дешевой цене. Она решила купить эти куклы, так как их получилось много, должно было хватить всем на подарки. Когда Софья Андреевна приехала домой и показала эти куклы, то Лев Николаевич не одобрил её выбор и сказал: "Как можно дарить таких скелетцев?" Отсюда и пошло название куклы‒скелетцы. Они, действительно, были похожи на скелетцев: очень тонкие руки и ноги, такое же тонкое тело. И тогда решили, что их надо как‒то нарядить, чтобы они имели вид и были похожи на подарок. С тех пор в семье Толстых появилась традиция – делать, выпиливать деревянные куклы‒скелетцы, наряжать их и дарить крестьянским детям на праздники. Наряд у кукол мог быть самый разный – и барышни, и крестьянки, и цыганки, и гусары."![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/5/7/1857802/thumb/85667091.png)
Я в первый раз слышу, но народ уже целые исследования провёл:
Например, тутkovalaris.blogspot.ru/2013/02/blog-post_8.html "В воспоминаниях Софьи Андреевны по поводу сюжета находим:
Лев Николаевич начал писать детский рассказ о том, как эти куколки-скелетцы лежали мертвыми, и ожили, и начали жить у ребят Ясной Поляны... Попыталась и я воспользоваться этой темой для детского, святочного рассказа, но описание деревенского быта мне совсем не удалось.
Из письма С.А. Льву Николаевичу:
13 декабря 1909 г
Книжечка моя выйдет завтра, в 9 часов утра, и её развезет артельщик по магазинам. Мне говорили, что был уже о ней отзыв в "Русских Ведомостях", но я его не нашла, а очень, говорят, расхвалили. Но мне гораздо приятнее, например, то, что я сейчас прочла маленькому Серёже рассказ мой "Ваничка" вслух, и он умилялся и всё повторял: "как мило"; тоже умилялся и сын Стёпы, похожий ужасно на отца.
Ну хоть что‒то, святочные рассказы! Тут уж в помощь воспоминания детей, которые как раз очень ярко описывают жизнь и яснополянский быт времен своего детства. И как раз в рождественских подготовках мы и находим этих самых "скелетцев". Татьяна Львовна пишет :
Потом одевались "скелетцы". Теперь этих кукол давно уже не делают. А в мое детство ни одна елка не обходилась без "скелетцев". Это были неодетые деревянные куклы, которые гнулись только в бедрах. Головка с крашеными черными волосами и очень розовыми щеками была сделана заодно с туловищем. Ноги были вделаны в круглую деревянную дощечку, так, чтобы кукла могла стоять. Этих "скелетцев" мама покупала целый ящик, штук в сто. Они стоили по 5 коп. и раздавались уже одетыми каждому приходящему на елку ребенку.
Практически вторит ей и Илья Львовч, близкий и лучший друг Татьяны по детским играм и шалостям:
За месяц до рождества мама ездила в Тулу и привозила целый короб деревянных куколок, скелетиков, как мы их называли, и начиналось одевание этих скелетиков мама, нами и девочками. Для этого у нее в комнате целый год собираются остатки разных материй, обрезки лент, косячки бархата и ситца. Она торжественно приносит в залу большой черный узел, и все мы, сидя у круглого стола, с иголками в руках сосредоточенно шьем разные юбочки, рубашечки, панталончики и шапочки, украшаем их золотыми галунами и лентами и радуемся, когда из голых деревяшек с глупыми раскрашенными лицами делаются нарядные красивые мальчики и девочки, и кажется даже, что, когда они одеты, их лица делаются умнее и у каждого появляется свое, очень интересное выражение.
Понятное дело, что у каждой традиции есть своё начало, свои истоки. Не знаю, насколько можно доверять этой легенде, дело-то привычное плести байки вокруг великих, но говорят, что традиция одевания деревянных куколок с цельной головой и подвижными ручками и ножками началась так. Софья Андреевна как‒то поехала в Тулу за покупками, и ей надо было еще выбрать подарки детям крестьян к празднику. По дороге встретила знакомую крестьянку, которая вела корову и горько плакала. Выяснилось, что за неуплату податей она должна была продать корову – единственную кормилицу в большой крестьянской семье, а вырученные деньги отдать за долги. Софья Андреевна пожалела крестьянку и дала ей денег на уплату долга из тех, что дал ей Толстой на покупку подарков. Крестьянка от радости сразу в ноги, а у графини случилась головная боль на тему, что же она сможет купить на оставшуюся маленькую сумму денег.
В Туле она долго ходила по лавкам, и в одной лавке ей попались на глаза деревянные куклы по дешевой цене. Она решила купить эти куклы, так как их получилось много, должно было хватить всем на подарки. Когда Софья Андреевна приехала домой и показала эти куклы, то Лев Николаевич не одобрил её выбор и сказал: "Как можно дарить таких скелетцев?" Отсюда и пошло название куклы‒скелетцы. Они, действительно, были похожи на скелетцев: очень тонкие руки и ноги, такое же тонкое тело. И тогда решили, что их надо как‒то нарядить, чтобы они имели вид и были похожи на подарок. С тех пор в семье Толстых появилась традиция – делать, выпиливать деревянные куклы‒скелетцы, наряжать их и дарить крестьянским детям на праздники. Наряд у кукол мог быть самый разный – и барышни, и крестьянки, и цыганки, и гусары."
![](http://static.diary.ru/userdir/1/8/5/7/1857802/thumb/85667091.png)
@темы: неожиданно, Люди, их нравы